На прошлой неделе AUTO-Consulting публиковал информацию о снижении пошлин до 10% сразу после вступления Украины в ВТО. Напомним, что ее озвучил начальника отдела таможенно-тарифной политики Министерства экономики Михаил Пивенок.
С другой стороны, существует информация о переговорах, в результате которых Украина может получить переходный период для автомобилестроения и «замораживание» существующих пошлин. Что это означает для авторынка, и могут ли понизить пошлину, AUTO-Consulting попросил прокомментировать Генерального директора Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко.
— Сегодня Украине осталось подписать лишь один протокол с Кыргыстаном, после чего заявка на вступление Украины в ВТО может быть рассмотрена. По прогнозам это может случиться уже в феврале 2007 года.
Но специфика переговорного процесса такова, что до момента подписания последнего протокола содержание протоколов с другими странами – тайна. Иначе одни страны могли бы воспользоваться теми послаблениями, которые Украина пообещала сделать в отношении других стран. По этой причине, вся высказываемая информация об условиях и обязательствах Украины в ВТО, в том числе по снижению пошлин – это неофициальная и субъективная точка зрения того, кто ее высказывает. Истину могут знать только участники переговоров, но оглашать ее строжайше запрещено. Поэтому мы и не слышали никаких официальных заявлений, например, от замминистра экономики г-на Пятницкого.
Мнение же г-на Пивенка – это его субъективная точка зрения, основанная вот на какой информации.
В свое время Украина подала консолидированные предложения (заявку) в оргкомитет ВТО, где было записано следующее: средневзвешенная ставка ввозной пошлины на автомобили в период 2004-2005 гг. будет составлять – 15%, а с 2006 года – 10%. Тогда предполагалось, что в ВТО Украина вступит гораздо раньше. Очевидно, г-н Пивенок считает, что раз в предложениях указаны даты, то и переходный период (2004-2005 гг.) уже прошел. Но это не совсем так.
Согласно Уругвайскому соглашению и Киотскому протоколу, каждое государство вправе просить для некоторых отраслей своей экономики переходный период, который начинает действовать с момента вступления в ВТО. Существует также февральское распоряжение Кабмина «О снижении негативных последствий вступления Украины в ВТО», которым поручено провести переговоры относительно переходного периода для отдельных отраслей, в том числе и автомобилестроения. По моей информации, такие переговоры ведутся.
Переходный период предполагает «замораживание» существующей пошлины на срок до 5 лет. Зная эту информацию ВААИД всегда стремилась добиться минимальных ставок пошлин, поскольку автомобилестроительное лобби в Парламенте могло добиться принятия максимальных ставок пошлин, а потом «заморозить» их на долгое время.
По косвенным данным можно судить, что автомобилестроители уверены в длительном переходном периоде, который позволит им развить автопроизводство в Украине, выйти на другие рынки сбыта, организовать производство и там, и спокойно встретить конкуренцию с мировыми автоконцернами. (для справки. Пошлина между странами ЕС – 0%, а для производителей из других регионов – 10%).
Мне бы очень хотелось, чтобы пошлина 10% стала уже в феврале 2007 года, но я –реалист и на 100% убежден, что так не случится. Благодаря проведенной совместной работе удалось отклонить предложения Минпромполитики о повышении пошлин до 35%, и сейчас на авторынке установлен «статус кво», который позволяет развиваться и импортерам, и автопроизводителям. Этот баланс сил маловероятно, что будет нарушен, даже после вступления в ВТО. Будем готовы к тому, что Украину ждет длительный переходный период с пошлиной на импортные автомобили — 25%, как бы нам не хотелось обратного.