Поясняем, чем франчайзер отличается от франчайзи, сколько стоит лицензия знаменитых марок и в чем недостатки такой бизнес-модели.
Франшиза Казахстан — это бизнес-модель, когда бизнесмен приобретает лицензию или право вести бизнес под маркой другой компании.
Кроме имени клиент франшизы приобретает доступ к технологиям, стратегиям и экономической модели основной компании. В то же самое время бизнесмены, которые покупают права на бренд, должны исполнять требования, по-другому обладатель бренда может прекратить договор.
Покупателя лицензии называют «франчайзи», а продавца — «франчайзер». Есть различные модели, по которым работают франчайзи и франчайзер.
В РФ распространена модель, когда покупатели франшизы дают часть собственной прибыли в качестве платежей обладателю бренда, а вместо получают отделанную бизнес-стратегию и разрекламированное имя. Такие платежи называют «роялти».
Виды франшизы:
Торговая. Это часто встречающийся тип, когда бизнесмен приобретает право на имя и продукцию бренда. К примеру, продавцы мороженого под некоторым брендом в парках по всей стране работают как раз под торговой франшизой.
Сервисные. Тогда вместо товаров — услуги. По такой схеме, к примеру, работают сети гостиниц или пункты выдачи заявок маркетплейсов.
Производственная. Франчайзи приобретает право выполнять продукцию на собственной площади по технологиям обладателя патента. Это могут быть как трудные технические приборы, так и разведение особенных видов агрокультур.
Бизнес-формат. Франчайзер сообщает товарный знак и гарантирует общую базу для деятельности франчайзи — от технологий до обучения персонала. Ярчайший пример в РФ — сети фастфуда.
Независимо от того что франчайзер принимает часть бизнес-процессов, клиенту лицензии пока еще надо будет сдавать отчетность, платить налоги и взносы, перечислять зарплату. Для этого пригодится бизнес-счет. На Банки.ru можно выбрать рассчетно-кассовый счет для ИП и ООО среди 100 услуг от 21 банка.
Платеж за франшизу состоит из 3-х элементов. Первая — общий платеж. На самом деле это право возможного франчайзи стать частью сетью. Платится 1 раз. Размер взноса зависит от знаменитости бренда и размера технологий, которые обретет франчайзи. Вот образцы паушальной платы:
«Суши Wok» — 100–420 млн. руб;
Cinnabon — от 1,2 млрд руб;
магазин «Фасоль» — 100 млн. руб.
В большинстве случаев, чем знаменитее бренд, тем больше общий платеж. Например, за открытие отеля международной сети Holiday Inn надо будет оплатить от 1 млрд долларов США.
2-я часть платежей за франшизу — роялти. Платеж, который франчайзи постоянно платит за сопровождение бизнеса, к примеру, за ведение рекламных кампаний, обучение служащих и оборудование. Совокупность, в большинстве случаев, записывается раз в месяц, однако могут быть и прочие варианты.
Роялти могут расплачиваться с выражения или прибыли франчайзи или в качестве прочной платы. Размер этого платежа ставит франчайзер, в первую очередь — от 4% до 15%.
Бывает такое, что роялти нет. Это далеко не должно сбивать, однако исследуете внимательным образом договор: вероятно, обладатель бренда заставляет франчайзи приобретать товары и сырье лишь у него.
И, наконец, треть платежа — инвестиции. Это другие затраты на открытие бизнеса: регистрацию организации или ИП, покупку товара, ремонт помещения, маркетинг.
В большинстве случаев, у франчайзера есть готовый ответ на вопрос: «Сколько стоит открыть точку», а у более разрекламированных марок даже пакетные предложения. Однако это будет пока еще ориентировочная цифра, в связи с тем что волатильность на рынке никто не аннулировал.
Чтобы определить, рентабельно ли работать по франшизе, надо будет провести исследование рынка, как и в случае открытия собственноручного бизнеса. Первые данные вам даст франчайзер, а дальше проверять надо будет самому. По меньшей мере надо побеседовать с иными франчайзи, проанализировать спрос и конкурентов.
Не следует опасаться задавать неловкие вопросы, однако к 1-му общению лучше подготовиться. Например, если обладатель бренда гарантирует хорошую доходность, однако 3 года сдает нерентабельную отчетность, то это предлог сомневаться в обязательствах и задать вопросы.
В Сети-интернет есть открытые базы, в которых есть отчетность по доходности франчайзеров, и сервисы с откликами от прежних и работающих компаньонов.
Работать по франшизе или нет — это решение предпринимателя. Впрочем закупать готовую бизнес-модель вполне может быть качественнее, однако риски пока еще сохраняются. Есть несколько категорий бизнесменов, которым стоит приглядеться к франшизам:
Фаны бренда. Если у вас есть стремление стать частью излюбленной сети и следовать ее миссии, то работа по франшизе — достаточный шаг. Такие бизнесмены будут предельно вовлечены, следовательно, будет превышать возможность успеха.
Разыскивающие новые бизнес-идеи. Если у вас есть капитал и работающий другой бизнес, то франшиза — способ инвестировать собственные деньги в менее рисковые бизнес-модели.
Прежние бизнесмены. Если прошлый проект прогорел, однако есть стремление попробовать вновь. Но не стоит забывать, что обеспечить прибыль не в состоянии ни одна франшиза. Коммерческие риски пока еще сохраняются, потому перед покупкой лицензией надо внимательным образом проанализировать рынок.