Японцы уже давно пытались внедрить на рынок автомобили с гибридной силовой установкой. И судя по Lexus RX400h, им это блестяще удалось.
Lexus серии RX — автомобиль, весьма популярный в нашей стране. «Лексусоориентированная» российская семья имеет, как правило, в своем рублевском гараже большой LX470 для папы, средний RX300 для мамы и малый IS200 — для красавицы дочки-студенточки. Мы уже тестировали новый RX300 и даже еще более новый RX330. Машина всем понравилась. А мое личное первое знакомство с RX300 состоялось еще в конце 90-х годов прошлого столетия. Причем вести машину пришлось по жутко скользкой и заснеженной дороге. Тогда-то и мелькнула мысль: «А ведь ничем не хуже Mercedes!» И сразу стало понятно, почему этот автомобиль так любят женщины…
Несмотря на достаточно внушительные габариты (а новый RX стал заметно крупнее своего предшественника), машина обладает практически идеальными для городских условий габаритами. Японцы считают парктроники устаревшей опцией и отныне серийно предлагают цветную видеокамеру для движения задним ходом. Для милых дам это вдвойне полезно, если учесть их известную «любовь» к подаванию назад «до характерного звука». Стильные обтекаемые формы, прозрачная светодиодная оптика — все линии плавные и аккуратные. Одним словом, видно, что автомобиль роскошен, добротен и дорог. Но самый весомый козырь Lexus — его фантастическая надежность. Ваш корреспондент, скажем, ни разу не слышал серьезных жалоб или недовольства по поводу RX.
Что же касается нашего сегодняшнего героя, то все самое в нем интересное скрыто от любопытных глаз. Нет, конечно же, в RX400h присутствуют такие привычные для люксового автомобиля вещи, как кожаный салон и раздельный климат-контроль, люк с электроприводом и автоматическая коробка передач. Но все же главным творением японского гения является гибридная силовая установка (Hybrid Synergy Drive (HSD). То есть помимо стандартного бензинового двигателя V6 объемом 3,3 литра и мощностью 211 лошадиных сил у этого Lexus имеются и два электродвигателя (спереди и сзади). Таким образом, суммарная мощность силовой установки равна 272 силам. Зачем это нужно? Есть всего две причины, но обе очень важные. Во-первых, существенная экономия топлива, что достаточно актуально, учитывая почти ежедневно растущие цены на нефть. А во-вторых, минимизация выброса вредных веществ в атмосферу.
Итак, из чего же состоит эта самая гибридная силовая установка? По большому счету, все до банальности просто, особенно для людей, которые на «ты» с электричеством и электрооборудованием. Помимо стандартного V6 в 400h, как уже говорилось, имеется пара электрических силовых агрегатов. В состав каждого входят электродвигатель, генератор, планетарный двигатель мощности, планетарный редуктор электродвигателя. Также под задними сиденьями в специальном кожухе расположена новая аккумуляторная никель-металлгидридная батарея высокого напряжения, а под капотом примостился блок управления электропитанием, состоящий из инвертора, преобразователя напряжения и преобразователя постоянного тока. Несмотря на сложность и труднопроизносимость перечисленных терминов, на практике вся эта система работает достаточно просто и эффективно.
При запуске, трогании с места, в движении на малых оборотах, когда КПД ДВС обычно низок, автомобиль приводится в движение только электромоторами. Двигатель же вступает в работу лишь с набором скорости. При этом его мощность используется как для привода передних колес, так и для вращения генератора, в свою очередь, приводящего в движение электромотор. Таким образом, в обычных условиях двигатель и передний электромотор работают в паре (!). Если же требуется мощное ускорение или, например, ведущие колеса сорвались в пробуксовку, система интегрированного управления динамикой автомобиля VDIM перераспределяет крутящий момент и дает команду на подключение задней электроустановки. Что интересно, таким образом как раз и реализуется система полного привода E-Four. В отличие от традиционного механического привода «4х4» здесь нет ни межосевого дифференциала, ни карданной передачи, и задние колеса приводятся в движение только электромотором. Кстати, благодаря отсутствию в электроагрегатах муфт, ремней, клапанов и гидравлики они просты в обслуживании и более долговечны, так что теоретически ресурс подобных автомобилей должен быть очень высоким.
Еще один козырь гибридной установки — способность к регенерации. Расположенные сзади аккумуляторы питают электродвигатели на малых скоростях, а в обычном режиме перемещения постоянно подзаряжаются генератором за счет избыточной мощности ДВС. После эта же энергия может быть использована в движении, когда требуется усилить отдачу электродвигателей, например, при интенсивном разгоне. Во время торможения электродвигатели переднего и заднего мостов, приводимые в действие всеми четырьмя колесами, в свою очередь, работают в качестве генераторов высокой мощности, преобразовывая кинетическую энергию в электрическую, и тем самым опять же подзаряжают батареи.
Но самое любопытное — при остановке бензиновый двигатель автоматически выключается для экономии топлива, работают только электромоторы, так что выброс СО2 в атмосферу прекращается. Причем RX400h на электромоторах передвигается тише производственного электрокара.
И все же на ходу гибридный Lexus был и остается настоящим Lexus. Управлять им легко и приятно: хорошо сбалансированный автомобиль, умеющий держать дорогу. А обновленный не так давно внешний вид вкупе с такими приятными опциями, как, например, электропривод задней двери, только добавляют RX шарма. И хотя цена в 77 300 долларов, а именно столько стоит тестовый RX400h, способна остудить пыл многих, будущее этого автомобиля в России видится весьма перспективным. Даже несмотря на то, что стандартный RX 300/330 почти на 10 000 долларов дешевле…