Геонавигация Download program — часть геонавтики, в рамках которой устанавливаются и принимают решение технические, аппаратные и компьютерные цели регулирования траекторией ствола скважины, во связи с изучением околоскважинного места и действием на него в ходе бурения.
Геонавтика — совокупность областей науки и техники о утилитарном изучении недр, обеспечивающих усвоение подземных субъектов для потребностей населения земли с применением автоматических и пилотируемых аппаратов.
Одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед нефтегазовой промышленностью, считается повышение коэффициента извлечения нефти. С 70-х годов прошлого столетия средняя нефтеотдача в России снизилась с 50 % до 27. Такой уровень применения резервов один из наиболее невысоких во всем мире. Есть несколько способов повышения нефтеотдачи, однако данная публикация посвящена лишь практикам максимизации коэффициента извлечения нефти маршрутом оптимизации расположения ствола горизонтальной скважины.
Такого рода оптимизация проводится с помощью геологического сопровождения бурения — геонавигации. Кратко разберем разные методы геонавигации, начиная от несложных, основанных на использовании нормальных устройств каротажа, до наиболее сегодняшних, применяющих встроенную модель, которая включает в себя скелетные данные, инклинометрию и азимутальные каротажи, принимаемые в режиме настоящего времени.
Важнейшим нюансом геонавигации считается уместное установление решения о корректировки линии движения скважины исходя из поступающих данных. На сегодняшний день есть 3 вероятных метода реакции на изменение литологии и качеств породы в процессе бурения:
1.Прогноз / разведка
Этот вариант не представляет серьезных действий и перемены линии движения. Бурение проводится по заблаговременно приготовленному намерению и ликвидирует вероятность воздействия на положение ствола скважины. Это инертный способ, другими словами он представляет лишь исследование и неимение реакции. Значит, в этом случае уместно рассуждать об неимении геонавигации. Образцом может служить арифметическое бурение, где линия движения не меняется исходя из качеств породы. Выполняется исследование за снова поступающими каротажными данными, однако никаких решений, основанных на данных исследованиях, не принимается.
2. Сопоставление каротажа (не азимутальные аппараты)
Это хорошо показавший себя метод геонавигации. Он не требует дорогих имиджей для работы и может прекрасно показать себя даже в случае наличия всего одной искривленный ГК. Методика быстрая – другими словами после бурения некоторого промежутка выполняется обработка приобретенных каротажей, их интерпретация и решается. Коротко и ясно этот метод можно представить как 4 поочередных шага:
Возведение 2-мерной плоскопараллельной модификации слоя
Расчет химического каротажа вдоль линии движения бурящейся скважины
Сопоставление подлинного каротажа в процессе бурения с химическим каротажем
Восстановление модификации, вывод скелетного угла слоя
Итогом работы считается определение стратиграфического расположения ствола в пласте, и вывод конструкции слоя.
Химический каротаж создается на базе данных примыкающей (основной) скважины. Располагающаяся рядом (основная) выработка вполне может быть отвесной либо наклонно-направленной. Перед бурением горизонтальной скважины создается модель слоя, в которой рассматривается областной угол падения конструкции слоя, принимаемый по сведениям геологической модификации месторождения. По каротажу основной скважины рассчитывается химический каротаж вдоль линии движения горизонтальной скважины.
Подлинный каротаж горизонтальной скважины приравнивается с химическим каротажем модификации, затем модель обновляется до принятия самого большого совпадения химического и подлинного каротажей. Так что, устанавливается стратиграфическое положение ствола скважины в пласте, и вывод действия конструкции слоя на основании его областного угла падения и выбора подлинного и химического каротажей. По мере необходимости в ходе бурения изменяется линия движения горизонтальной скважины.
3. Определение скелетного угла слоя по азимутальному каротажу
Азимутальный каротаж предоставляет больше информации сравнивая с усредненным свойством либо каротажем по одному сектору, однако это тянет за собой повышение стоимости. Азимутальный каротаж представляет из себя каротаж, который вписывает данные с некоторого раздела (азимута) ствола.
Для определения угла падения слоя вдоль линии движения скважины применяются косые высшего и нижнего разделов. При скрещении стволом скважины породы вверх по наслоению, нижний детектор отбивает горизонт первым, после этого отбивают левый и правый побочные детекторы и заключительным горизонт отбивается высшим детектором. При скрещении пропластка наверх по наслоению, порядок отбивки детекторами будет обратный. Применяя отдаление между каротажами высшего и нижнего детекторов можно высчитать скелетный угол пропластков в разрезе линии движения и так что установить нынешнее положение ствола скважины.
К плюсам этого метода относятся:
Свободное определение угла падения конструкции от латеральной однородности и однородности по производительности слоя.
Непосредственное определение назначения перемещения ствола в пласте, не дающее возможности двойственной трактовки (к примеру, для способа сопоставления каротажей может сформироваться картина, когда 2 различных комплекта углов падения слоя предоставят идентичную степень корреляции между подлинным и химическим каротажем). Для геонавигации по стилям подобного рода неприятности не появляются.
Но также и данный метод имеет ряд минусов, а конкретнее:
Неимение литологического контраста при бурении в литологически сходном пропластке — каротаж не может вписать перемены даже при направлении бурения к кровле либо подошве литологического пропластка.
Обременительность определения соответствий одного и такого же пропластка на каротаже высшего и нижнего детекторов, если же угол между стволом и наслоением невелик.
Большая цена каротажа